ОДНОДНЕВКИ; ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ

    В данной разделе мы расскажем о том, что из себя представляют фирмы-однодневки, какие налоговые последствия могут возникнуть при работе с такими организациями и как их избежать или хотя бы минимизировать.

   ФИРМА-ОДНОДНЕВКА – это организация, возникновение которой в вашем налоговом и бухгалтерском учете может крайне негативно сказаться на вашей репутации в налоговых органах. В ходе проверок, а также на стадии предпроверочного анализа организации, в первую очередь, проверяющими выявляются посредством встречных проверок и выписок по расчетным счетам наличие и использование в финансово-хозяйственной деятельности "фирм -однодневок".

Рассмотрим общепринятое определение "фирмы-однодневки", взятое с интернет-ресурса  "Википедия" (wikipedia.org):

ФИРМА-ОДНОДНЕВКА (она же «короткоживущие предприятие», разг.: «помойка», «фонарь», «синяк», «ёжик», «космонавт») — это жаргонный термин для организаций, созданных исключительно с целью уклонения от уплаты налоговмошеннических операций и прочих операций. Фирмы-однодневки — это контрагенты, которые ведут свою деятельность только «на бумаге». Как правило, единственным результатом их работы является сокращение налогов для их юридических партнёров или расхищение государственных средств. 

«По формальным признакам» из 4,5 млн юридических лиц, что зарегистрированы в России, к фирмам-однодневкам можно отнести более половины. 

Термин отсутствует в законодательных актах РФ, но широко используется, в том числе и государственными органами. 

Согласно ФНС России: под «фирмой-однодневкой» в самом общем смысле понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности, как правило, не представляющее налоговую отчетность, зарегистрированное по адресу массовой регистрации и т.д.

Использование однодневок:

Однодневки используются для уклонения от уплаты налогов и, в меньшей степени, хищения государственных средств обычно через обналичку.

Типичный эффект от использования фирмы-однодневки состоит в том, что, имитируя приобретение услуг однодневки (обычно нематериальных: консультационных, маркетинговых и т. п.), налогоплательщик тем самым уменьшает налогооблагаемую прибыль, а также получает право на налоговый вычет по НДС. На самом деле никаких услуг не оказывается, а денежные суммы, переведённые в фирму-однодневку, обналичиваются и возвращаются организатору махинации (черная схема). С использованием фирм-однодневок применяются и так называемые серые схемы, в которых задействованы притворные, а не мнимые сделки. В этом случае заказчик приобретает какие-либо услуги (товары), но сделка не соответствует своей экономической сути (например, вместо консалтинговых услуг продаются/приобретаются общедоступные информационные материалы из Интернета).

Срок существования компаний небольшой (отсюда и название), поэтому к моменту проявления интереса у налоговой инспекции фирма уже не существует и проверить её отчётность или собрать с неё налоги невозможно.

 

Далее мы классифицируем этот нежелательный элемент вашего бухгалтерского и значительно хуже если налогового учета.

   Для присвоения организации статуса "фирмы - однодневки" существуют прямые и косвенные признаки.

*Далее представлена информация из разъяснительных писем ФНС России за период 2012-14гг.

К ПРЯМЫМ ПРИЗНАКАМ ОТНОСЯТСЯ:

- отсутствие государственной регистрации и, как следствие, отсутствие правоспособности, при этом у таких контрагентов отсутствуют расчетные счета и расчеты с ними не могут носить безналичную форму;

- непредставление отчетности;

- отказ от руководства (учреждения, участия);

- нахождение в розыске;

- «массовый» участник (заявитель, руководитель, учредитель);

- неоднократная смена местонахождения, частая перерегистрация в налоговых органах);

- отсутствие трудовых ресурсов;

- регистрация по адресу «массовой регистрации»;

- наличие одного расчетного счета, открытого не по месту нахождения;

Рассмотрим некоторые особенности представленных определений:

- "массовый" учредитель и (или) руководитель; К "массовым" учредителям и руководителям, специальной программой, которую используют в своей работе проверяющие,  автоматически относятся лица, зарегистрированные в ЕГРЮЛ в качестве учредителя или руководителя более чем 10 организациях. С момента возникновения официальных рыночных отношений в России прошло уже несколько десятков лет и возможно, что к "массовым" учредителям и (или) руководителям может быть незаслуженно отнесен вполне благопристойный ударник капиталистического труда. Также на рынке существуют множество сетевых компаний с одним руководителем и (или) учредителем.

Следовательно о трудовой биографии учредителя и руководителя вашего контрагента желательно узнать максимально подробно и заранее подготовить соответствующий "оправдательный" пакет документов.

- организация зарегистрирована по адресу "массовой" регистрации; Т.е. по юридическому и (или) фактическому адресу (который указан при подаче документов в инспекцию)  зарегистрировано более 10 организаций. При этом программе безразлично, что этот адрес может являться респектабельным бизнес-центром и об этом факте лучше поинтересоваться заблаговременно.

- непредставление бухгалтерской и (или) налоговой отчетности; Зачастую организация меняет свой юридический статус, т.е. может быть реорганизована путем слияния, присоединения, разделением, выделением или же преобразованием. Но, все таже неприступная программа воспринимает в качестве оправдания для непредставления отчетности юр. лицом только единственный и вполне логичный аргумент - смерть юридического лица она же - ликвидация и правопреемственность информационными ресурсами не анализируется.

К КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ ОТНОСЯТСЯ:

- представление нулевой отчетности,

- минимальная численность работников (1-2 человека);

- отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в регистрационных документах (фактическому и юридическому адресу);

- отсутствия основных средств на балансе как собственного, так и арендованного (какого либо иного имущества);

- отсутствие платежей через расчетный счет для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности, таких как аренда имущества (в том числе офиса или производственных помещений), за коммунальные услуги, оплата электроэнергии;

- незначительность показателей отчетности при больших оборотах по расчетному счету;

- перечисление и списание денежных средств по расчетному счету осуществляется в течение 1-3 рабочих дней, суммы зачислений совпадают с суммами списания;

- расчетные счета проверяемого налогоплательщика и его проблемного контрагента открыты в одном кредитном учреждении;

- обналичивание поступивших на счет контрагента денежных средств;

- регистрация проблемного контрагента непосредственно перед осуществлением сделок с проверяемым налогоплательщиком;

- покупателем или продавцом  товара (работ, услуг) проблемного контрагента является исключительно проверяемая организация или же взаимозависимые с проверяемой организацией лица;

   В ходе проверки анализируются товарные и финансовые потоки, а именно перемещение товара, выполнение работ, оказание услуг и движение денежных средств, векселей и иных ценных бумаг а также взаимозачеты, факторинговые сделки, договора аутсорсинга, договора новаций и т.д. Проводимый анализ позволяет определить круг лиц, причастных к получению проверяемой организацией необоснованной налоговой выгоды путем искусственного создания гражданско-правовых отношений (документооборота), не отвечающим требованиям  законодательства с использованием проблемных контрагентов.

Необходимо иметь ввиду, что для получения необоснованной налоговой выгоды могут использоваться контрагенты, относящиеся к проблемным, но представляющие отчетность, имеющие минимальную налоговую нагрузку и фактически находящиеся по адресу регистрации. Деятельность таких контрагентов направлена только на то, чтобы являться буфером между проверяемым налогоплательщиком и налоговыми органами посредством создания «документооборота» без осуществления сделки. В тоже время, указанные контрагенты не осуществляют платежи, связанные с арендой машин, оборудования, офисных или складских помещений, не обладают производственными мощностями и ресурсами, необходимыми для осуществления реальной хозяйственной деятельности.

В гражданском кодексе определено понятие притворной и мнимой сделок. Признание заключенных между контрагентами сделок притворными или мнимыми влечет их ничтожность, т.е. они  являются недействительными.

Также сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна (если закон не предусматривает, что такая сделка оспарима  или не предусматривает иных последствий нарушений) статья 168 ГК РФ.

В соответствии со статьей 153 ГК РФ под сделкой понимается действия граждан  и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Если ваш контрагент не зарегистрирован в установленном законом порядке, значит данная организация лишена возможности приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, такая организация является неправоспособной.

Таким образом, сделки, совершенные с неправоспособными контрагентами являются недействительными со всеми вытекающими последствиями.

Судебная практика, в общем случае, склоняется к тому, что вычеты по НДС будут незаконны а расходы при исчислении налоговой базы налога на прибыль должны исчисляться по рыночной стоимости или фактическим затратам, если налогоплательщик докажет, что такой товар действительно приобретался (работы выполнялись, услуги оказывались) и данный товар (работы, услуги) впоследствии использовался в коммерческой деятельности, направленной на получение дохода.

Презумпция добросовестности налогоплате-ка, законодательно закрепленная пунктом 7 статьи 3 Налогового Кодекса РФ предполагает, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

Таким образом, обязанность в документальном доказывании нарушения законодательства юридическим лицом лежит на контролирующем органе (налоговой инспекции), но, не смотря на это, с целью экономии времени и нервов благоразумно заранее подготовиться к возможным вопросам. Налогоплательщику желательно иметь соответствующий пакет документов (помимо самих договоров, актов, накладных и т.д.) который необходимо подготовить по тем контрагентам, по которым будет проходить значительная оплата и расходы по сделкам (вычеты по НДС) учтены при исчислении налогов.

К таким документам могут относиться:

1. Документы, подтверждающие правоспособность контрагента:

- Устав общества;

- Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ (форма Р 50003);

- Выписка из ЕГРЮЛ;

 

2. Документы, подтверждающие полномочия лица, чья подпись стоит на документах, предъявляемых к проверке ( особенно на счетах-фактурах для соответствия статье 169 НК РФ):

- копия листов паспорта с подписью владельца (подпись на документах должна соответствовать подписи на развороте).

- действующая на дату подписи доверенность на лицо;

- выписка из ЕГРЮЛ на дату (период) подписи документов (с листами о действующем руководителе и лицах, имеющих право действовать от имени юр. лица без доверенности);

- приказы, протоколы о назначении лица на соответствующую должность с правом подписи соотвествующих документов;

- иные документы;

3. Документы, подтверждающие приобретение (наличие) товара, выполнение работ, оказание услуг: фото, видео, нотариально заверенные документы (акты), карточки складского учета или любые иные подтверждающие документы; 

4. Документы, подтверждающие наличие у контрагента собственных (арендованных) производственных мощностей и трудовых ресурсов:

- бухгалтерский баланс;

- форма РСВ -1 (подтвердит трудовые ресурсы);

- договора аренды (аутсорсинга), гражданско-правовые договора , договора лизинга и т.п.;

5. Документы, характеризующие налоговую "добросовестность" контрагента и деловую репутацию организации: копии деклараций, выписка операций по расчету с бюджетом, свидетельства Саморегулируемых организаций, информация акредитованных рейтинговых агенств  и т.п.

Представленный выше перечень  документов не является исчерпывающим, но в тоже время, для отдельных сделок может быть избыточным.

Для отдельных организаций, в зависимости от характера экономической деятельности и при наличии своей службы экономической безопасности процедура сбора информации для проявления должной осмотрительности при заключении и выполнении обязательств по сделкам будут значительно отличаться от аналогичных возможностей например индивидуального предпринимателя.

В любом случае, обязанность проявления должной осмотрительности в равной мере возложена на всех участников предпринимательской деятельности. В соответствии со статьей 2 Гражданского Кодекса РФ ппредпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли ...

Следовательно, проверяющими будет в том числе указано, что бюджет не должен нести потери в виде недопоступления налогов из-за не проявления должной осмотрительности проверяемым налогоплательщиком и выборе в качестве своего контрагента "фирмы однодневки". 

    Проверить своих контрагентов вы можете на официальных сайтах соответствующих служб, ссылки на которые вы можете найти на нашей странице "ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ".

 


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно